Мечты о «Розовых островах» Христо Явашева и не только…

Сегодня хочу рассказать о человеке, кто  недавно меня очень вдохновил, помог загореться внутреннему огню и чей путь поставил передо мной многие вопросы. Это Христо Явашев, американский скульптор и художник болгарского происхождения.

Когда стала смотреть подробнее, оказалось что все работы созданы им в паре со своей супругой Жанной-Клод  де Гийебон. Творчество дуэта выходит за рамки привычных определений, балансируя где-то между скульптурой, архитектурой и ленд-артом.

Знакомство с творческой парой  Христо и Жанной-Клод началось с книги, где  упоминался проект «Розовые острова». Я посмотрела на фотографии и   не поверила своим глазам. Среди океана у побережья  было несколько островов, которые были обведены розовой материей. Как оказалось, этот арт-объект был создан в 1983 году в Бискайском заливе, Майами, Флорида.  

И тут сразу появились вопросы: Зачем это сделали? Для чего? Кто финансировал? Как воплощали? Как получали разрешения? Сколько энергии потрачено на этот проект?

 Я сейчас сама работаю с тем, как непросто какие-то свои планы, проекты воплотить в жизни. И какая мотивация для этого мне нужна.

А здесь художники делают что-то иррациональное, откуда приходит энергия, почему у них получается, где они столько упорства берут? Для чего это им надо? 

Даже для себя я не могла сразу решить – понравились ли острова? Какова целесообразность этого замысла? Чему он служит?

Для реализации проекта потребовалось более 600000 квадратных метров ткани и помощь множества людей. Плоты из ткани оставались на месте в течение двух недель, процесс контролировали 120 человек.

Для экологии этот проект имел положительный эффект – за это время собрали более 40 тонн консервных банок и другого мусора, который плавал вокруг или оказался на островах.

 Хочу заметить, что этот проект «Окруженные острова» мне хотя бы был симпатичен, эстетичен и красив.

А как оказалось, у художников еще есть ряд крупных проектов. И их нужность не однозначна как для меня, так и для многих людей.   

Так, художники знамениты   рядом своих масштабных  проектов, в ходе которых архитектурные постройки и природные объекты упаковывались (укутывались, обертывались) в ткань или полиэтилен.

Проект «Обернутый Рейхстаг»

Проект «Обернутый Рейхстаг» — одна из самых известных работ художников. В июне 1995 года, после труда более 600 помощников и скалолазов, Рейхстаг предстал перед людьми обернутым в красивую серебристую ткань с синими канатами.

Для его воплощения художникам понадобилась около 25 лет. Еще задолго до объединения Германии, в 1971 году, Христо начал переговоры с немецкими властями. Но тогда получил отказ на том основании, что обертывание Рейхстага будет означать профанацию истории, символом которой он является. Только в 1994 году проект попал на обсуждение на сессию бундестага и был принят 292 голосами против 223. Это был первый случай обсуждения произведения искусства (тогда еще реально не существующего) в парламенте.

Для воплощения  было использовано более 100 тысяч квадратных метров плотной полипропиленовой  серебристой  ткани и 8 километров синего каната диаметром 3,2 см. Художники считали, что серебристая ткань будет прекрасно сочетаться с серым Берлинским небом. Чтобы не повредить здание, были возведены каркасы между стеной и материей, статуи тоже были защищены каркасами. Христо так описывал получившееся:  «Даже незначительные дуновения ветра приводили ткань в движение, так что здание казалось неким живым объектом. Каскады ткани, ниспадавшие с крыши, создавали иллюзию динамики. Здание больше не казалось статичным. Оно все время было в движении. … в завернутом Рейхстаге есть некая иррациональная свобода».

Проект просуществовал 14 дней, после чего все материалы были переработаны.

По словам Христо, он, среди прочего, хотел продемонстрировать недолговечность вещей в мире, который постоянно себя повторяет.

(Наверное, в реалиях России, невозможно себе представить обсуждение, например, проекта завернуть в ткань Кремль, на заседании депутатов Государственной Думы).

Проект «Ворота» в Центральном Парке в Нью-Йорке.

В 2005 году творческая пара художников  установила более 700 стальных панелей с красиво развевающейся тканью шафранового цвета вдоль пешеходных дорожек через Центральный парк Нью-Йорка. Над инсталляцией трудилась команда из 600 рабочих, а более 300 человек контролировали происходящее и через 14 дней произведи демонтаж конструкций.

«Ворота» повторяли рисунок города, который сам напоминает собранную из модулей сетку, а цветные рефлексы от движимой ветром ткани создавали красивый эффект на заснеженных деревьях и посетителях, гуляющих вокруг.

Проект «Новый мост, покрытый тканью»

В 1985 году в Париже был обернут тканью мост «Пон-Нёф». Более 300 рабочих принимало участие в создании этой художественной работы. Они потратили 41800 кв м полиамидной, шелковистой на ощупь, золотисто-песочного цвета ткани. Тканью были обернуты даже уличные фонари, тротуары и бордюры. При работе использовали 13-километровый трос, с помощью которого была натянута ткань. А на закрепление ткани потрачено более 12 тонн стальных цепей, которые опоясывали каждую башню моста.

Обертывание Пон-Нёфа   превратило его на 14 дней в произведение искусства. Верёвки удерживали ткань на поверхности моста и сохраняли основные формы, подчёркивая рельеф и выделяя пропорции и детали Пон-Нёфа, который более 400 лет соединял левый и правый берега и остров Сите, сердце Парижа.  

Проект «Над рекой» (не реализован)

Не все проекты творческой паре художников удалось воплотить. Так, Жанна-Клод и Христо   планировали над рекой Арканзас натянуть 9,5 километров тканевых панелей – чтобы укутать реку на манер архитектурных форм.

Однако так как и не удалось его согласовать с местными властями (для всех проектов Христо и Жанны-Клод основной сложностью всегда был именно момент юридического согласования). Управление земельными ресурсами не дало разрешения на работы, сославшись на протесты местных экологов: те утверждали, что подобный лэнд-арт повредит локальным экосистемам. По иронии судьбы Over The River задумывался для привлечения внимания к проблемам загрязнения природы и должен был метафорически показать ее хрупкость, а при разработке технических тонкостей Христо старался учесть и исключить все риски для местных животных и растений.  

Проект «Плавучий пирс на озере Изео в Италии.

Эта инсталляция стала первой работой Христо после смерти Жанны-Клод, но сам проект был придуман еще в 1970 году. В 2016 году на 16 дней через озеро Изео в Италии на 3 километра был протянут  ковер из желтой ткани на основе из пластмассовых кубов протянулся. Полюбоваться проектом приехало множество туристов, которые пешком шли по установленным настилам от берега до островов, а также могли подняться на гору и полюбоваться удивительной конструкцией сверху. 

Проект «Триумфальная арка, завернутая в ткань»

Это необычное временное произведение искусства в Париже, было представлено в течение 16 дней с субботы, 18 сентября, по воскресенье, 3 октября 2021 года. Проект был реализован в партнерстве с Центром национальных памятников и в сотрудничестве с городом Парижем. Он также получил поддержку Центра Помпиду. Триумфальную арку обернули 25 000 квадратных метров серебристо-голубой ткани из переработанного полипропилена и 3000 метров красной верёвки.

Это был последним проектом, над которым работал Христо Явашев (Христо умер в 2020г., ему было 84 года). Проект родился и был задуман еще в 1960-е годы, но тогда не был реализован.  В 1962 году он сделал фотомонтаж с драпированной Триумфальной аркой, видной с авеню Фош, а в 1988 году — коллаж. И только спустя 60 лет  проект был  воплощен  его наследниками. 

Важной удивительной особенностью творения художников было то, что все свои работы они финансировали сами. И оплачивали труд помощников тоже из своего кармана.  В каждом официальном описании их проектов стояла обязательная надпись «художники не принимают спонсорства ни в каком его виде».

В отличие от нашего времени — когда гораздо менее амбициозные художественные проекты оплачиваются грантами и поддерживаются крупными компаниями ради рекламы, — Христо и Жанна-Клод оплачивали проект сами, продавая подготовительные рисунки и коллажи будущих инсталляций.

Как рассказывал Христо, в их работе есть два основных этапа: «цифровой» и «прикладной». Первый период заключается в создании рисунков, планов будущих произведений. В это время возникают трудности с разрешением властей, проект существует только в головах людей, одни из которых способствуют реализации задумки, другие же хотят остановить её.

В прикладном периоде создатели сталкиваются с природными препятствиями, погодными условиями. Несмотря на первый этап, на все проведённые исследования, визуализации и макеты, трудно представить, как это будет выглядеть вживую. В этом захватывающая часть работы, что цвета, масштабы, динамика материала на ветру становятся видны только по окончании работ.

Критики и искусствоведы, просто люди, неоднократно делали попытки интерпретировать произведения художников. Сами Жанна-Клод и Христо  всегда настаивали, что их работы говорят лишь о переживании искусства в моменте, в контексте его окружения.

Deutche Welle: «Для Христо главное в искусстве — само искусство, творческий акт и свобода. Обернули Рейхстаг   в серебристую ткань, постояло оно в таком виде 14 дней, и все закончилось. Было произведение — и нет его! Искусство Христо временно. И именно эта временность позволяет ему быть свободным: от обладания, от купли-продажи…»

Благодаря собственному финансированию своих проектов, Жанна-Клод и Христо были полностью свободны в своем творчестве. «Наши произведения никому не принадлежат, ни от кого не зависят. У них нет причин для существования кроме поэзии, абсолютного творчества.»

Как вспоминает сам  Христо: «если говорить об «Окруженных островах», — то они   совершенно бесполезны, совершенно иррациональны: речь идет о физическом удовольствии, а также о ярости, которую я чувствую как художник, борясь за то, что мне изначально нравится».

Христо о своем искусстве: «Никому не нужны упакованные деревья, скульптуры, здания. Никто не заказывал подобное. Они существует только потому, что я этого захотел.»

Кристо и Жанна-Клод хотели УВИДЕТЬ свои проекты реализованным, потому что верят, что это будут произведения искусства, полные радости и красоты. Единственный способ увидеть их — воплотить в реальность.

Для меня лично путь творчества этой пары удивителен и глубинно вдохновляет. Какое сильное безграничное Творческое Начало присутствует в этих людях, как смело они проявляют Творца внутри. Как говорят: я художник, я  так вижу. И не просто заявляет, но и воплощают задуманное. Тратят огромное количество энергии, сил, чтобы преодолеть сопротивление тех людей, кто против, чтобы реализовать то, что они хотят.

Всё как в нашей жизни. Чтобы что-то создать, реализовать, воплотить, прежде всего нам нужно самим иметь сильное творческое начало, быть убежденным в том, что  то, что мы хотим сделать, создать, явить миру – просто должно существовать. Самим пройти и внутреннее и внешнее сопротивление, собраться, найти свою силу, привлечь тех,  кто нас поддерживает и тогда наши творения жизни будут проявленными и будут радовать нас своим воплощением.    

Для меня  пример творчества этой пары —  шаг, что это возможно.  Я становлюсь смелее, ощущаю, что тоже могу.  Творческая сила растет.

Творец своей жизни

Минутки Творения
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


 Отправляя сообщение, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальностиполитика конфиденциальности 

доступен плагин ATs Privacy Policy ©